Свойства глюкозы.
1. Познакомьтесь со свойствами глюкозы: её агрегатным состоянием, цветом, запахом, растворимостью в воде. Пользуясь индикатором, определите кислотность приготовленного раствора.
2. Положите в сухую пробирку небольшое количество глюкозы и нагрейте её на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Как изменяется окраска вещества? Какая жидкость оседает на стенках пробирки? Сделайте вывод о термической устойчивости глюкозы.
3. Получите из сульфата меди гидроксид меди (II), опишите цвет вещества и его растворимость в воде. К полученному осадку добавьте раствор глюкозы. Что наблюдаете? Нагрейте раствор. Какое вещество выпадает в осадок? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод о том, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.
1.
Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество (порошок имеет белый цвет) без запаха, хорошо растворима в воде. Раствор глюкозы имеет нейтральную среду.
2.
При нагревании глюкозы на пламени спиртовки, наблюдается плавление глюкозы, при этом её цвет меняется на черно-бурый.
На стенках пробирки оседлает (конденсируется) вода.
C6H12O6 t ⟶ 6C + 6H2O
Вывод: при нагревании глюкоза легко разлается на углерод и воду.
3.
Для получения гидроксида меди (II) прильём к сульфату меди (II) раствор щелочи.
CuSO4 + 2NaOH ⟶ Na2SO4 + Cu(OH)2↓
Образовавшийся осадок гидроксида меди (II) имеет синий цвет.
При добавлении раствора глюкозы к гидроксиду меди (II) наблюдается растворение осадка и окрашивание раствора в ярко-синий цвет.
При нагревании пробирки с полученным раствором появляется сначала жёлтый осадок:
+ | 2Cu(OH)2 | t ⟶ | + | 2CuOH | + | H2O |
При дальнейшем нагревании желтый осадок превращается в красный осадок:
2CuOH t ⟶ Cu2O + H2O
Вывод:
окрашивание раствора глюкозы в ярко-синий цвет с гидроксидом меди (II) говорит о том, что в состав глюкозы входят более одной гидроксильной группы;
образование желтого осадка (а затем красного) при нагревании вышеуказанного растра говорит о том, что в состав глюкозы входит альдегидная группа.