Лабораторный опыт 27
С помощью тигельных щипцов или пинцета нагрейте на пламени спиртовки медную пластину или кусок толстой медной проволоки. Что наблюдаете?
Образовавшийся чёрный налёт соскоблите на лист бумаги и пересыпьте в пробирку. Прилейте в неё 2 мл раствора серной кислоты и нагрейте содержимое с помощью держателя для пробирок. Что наблюдаете?
К полученному раствору добавьте несколько капель раствора щёлочи. Что наблюдаете?
Составьте соответствующие уравнения реакций.
Лабораторный опыт №27
Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений
Цель: Изучить генетическую связь между различными классами неорганических соединений на примере химических превращений меди.
Приборы и реактивы
- Тигельные щипцы
- Спиртовка
- Пробирка
- Держатель для пробирок
- Медная проволока (Cu)
- Раствор серной кислоты (H2SO4)
- Раствор щёлочи (NaOH)
Описание опыта
Медную пластину или кусок толстой медной проволоки нагрели на пламени спиртовки с помощью тигельных щипцов или пинцета. На поверхности меди образовался чёрный налёт, который является оксидом меди (II) (CuO).
2Cu + O2 ⟶ 2CuO (чёрный налёт)
Образовавшийся чёрный налёт (CuO) соскоблили и поместили в пробирку. К налёту прилили 2 мл раствора серной кислоты (H2SO4) и нагрели содержимое пробирки. Налёт растворился, образовался голубой раствор сульфата меди (II) (CuSO4).
CuO + H2SO4 ⟶ CuSO4 + H2O
В полученный голубой раствор сульфата меди (II) добавили несколько капель раствора щёлочи (NaOH). Образовался осадок голубого цвета — гидроксид меди (II) (Cu(OH)2).
CuSO4 + 2NaOH ⟶ Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Вывод
В результате проведённого опыта продемонстрирована генетическая связь между различными классами неорганических соединений на примере меди. Медь (металл) последовательно претерпевает превращения в оксид меди (основный оксид), сульфат меди (II) (средняя соль) и гидроксид меди (II) (основание).
Генетический ряд меди:
Cu ⟶ CuO ⟶ CuSO4 ⟶ Cu(OH)2